aorta.ru
 
 
СПИД, заболевания, медицина, здоровье, болезни, секс

Профилактика вич/спида: христианский взгляд

Эпидемия ВИЧ/СПИДа затронула все стороны человеческой жизни. Духовность является одним из важнейших аспектов данной проблемы. Тема "ВИЧ/СПИД и религия" исключительно многогранна и глубока: позиция религиозных организаций и лидеров в вопросах ВИЧ/СПИДа, роль конфессиональных объединений в физической и моральной поддержке людей, живущих с ВИЧ, ответы на вопросы, возникающие в связи с чувствами страха или вины, осознанием конечности человеческой жизни. Огромное влияние религиозные и духовные лидеры имеют в вопросах профилактики.

В 1997 Всемирный совет церквей выпустил руководство "Лицом к лицу со СПИДом: просвещение в контексте уязвимости к ВИЧ/СПИДу"(Facing AIDS: Education in the Context of Vulnerability HIV/AIDS). Предлагаем вашему вниманию выдержки из этой книги в переводе на русский язык.

Церковь как тело Христово призвана давать духовное и моральное руководство как внутри общины, так и вне ее. Подобное руководство должно даваться с любовью к каждому человеку и заботой о нем, с признанием ценности и достоинства всякого человека в глазах Бога. Таким образом, необходимо признать, что Церковь - это единство целого тела, состоящего из многих отдельных членов: "Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены." (1 Кор.12:25-27).

Когда Церковь адекватно отвечает на потребности страждущих и больных, на потребности людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, когда Церковь служит им и учится у них - только тогда отношения между Церковью и этими людьми смогут быть плодотворными и приводить к изменениям в обществе. Такие отношения необходимы всем нам, поскольку Евангелие говорит о любви как о необходимости, о требовании, а не как о возможности.

Быстрые темпы роста эпидемии ВИЧ/СПИДа особенно остро ставят перед каждой общиной вопрос о способности любить и заботиться. ВИЧ/СПИД становится испытанием, как для пастырей, так и для всей паствы в целом. Ущерб, наносимый пандемией, можно значительно сократить, оказывая физическую, эмоциональную и духовную поддержку людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, равно как их родным и близким. С развитием эпидемии ВИЧ/СПИДа возрастает потребность в профилактическом просвещении, медицинской и психологической помощи, социальной поддержке. Церковь призвана проявлять сострадание и искать справедливости, чтобы удовлетворить эти растущие потребности на местном, национальном и международном уровне. Церковь может стать представителем интересов людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и совместно с ними, Церковь способна предпринять реальные шаги против дискриминации и социальной несправедливости. Также Церковь может внести значительный вклад в профилактику.

Пандемия ВИЧ/СПИДа призывает Церковь заново открыть для себя служение тем, кому угрожает смерть, и тем, кто умирает, переосмыслить это служение и укрепиться в нем. Церковь верит, что если у человека обнаружен ВИЧ/СПИД, это не означает, что для него уже нет надежды; духовный потенциал Церкви способен помочь человеку признать свою смертность и примириться с ней. Такая духовная поддержка важна также и для профилактики. В соответствии с учением Св. Василия Великого, Церковь должна создавать атмосферу открытости и принятия, в которой будут преобладать добро и любовь, - тогда плоды любви проявятся во всем человечестве в целом.

Проявляя любовь и заботу, способствуя изменениям как личностным, так и социально-экономическим и культурно-политическим, Церковь способна выработать практические подходы к ВИЧ/СПИДу и внести свой вклад в профилактическую работу. Изменения в отношении человека к чему-либо, в его поведении, изменения в его окружении происходят именно благодаря заботе об этом человеке. Любовь и забота находят в людях отклик, помогая им достичь изменения и исцеления. Только изменяясь, люди смогут приостановить распространение ВИЧ/СПИДа и обрести надежду на будущее для своих семей и общин. Природа истинной любящей заботы заключается в ее преображающей силе, именно это придает людям силы, чтобы жить.

Взаимосвязь между любовью и сострадательной заботой наиболее полно выражена в Евангелии от Иоанна: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. " (Ин. 3:16). Библия полна историй о любви. Любовь выражается в заботе о других, воссоздании чувства общности, восстановлении справедливости, исцелении ран. Очень часто эти эпизоды рассказывают о том, как любовь проявляет себя в качестве оберегающей силы, спасая жизни и способствуя установлению более здоровых взаимоотношений между людьми.

Разумеется, текст Библии не содержит прямых указаний по профилактике ВИЧ/СПИДа. Но давайте задумаемся о смысле слова "профилактика". Мы знаем о возможной беде и, заботясь о ближнем, стараемся предотвратить зло, предупредить о нем. Приводимые ниже отрывки из Библии повествуют о любви, предотвращающей беду, о деятельной заботе.

(1-е Коринфянам, гл.12, ст.12-26 )

Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос.
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих.
Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?
И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?
Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно.
А если бы все были один член, то где [было бы] тело?
Но теперь членов много, а тело одно.
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.
Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,
и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;
и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.
Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

(Евангелие от Луки, гл.10, ст.29-37)

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

(Исаия гл. 53)

Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

(Евангелие от Марка, гл.2, ст.1-12)

Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли [кровлю] дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному:
тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Главная   |   Статьи   |   Продукция   |   Справки   |   Форумы   |   Регистрация ресурса   |   Опубликовать статью