aorta.ru
 
 
НЛП, заболевания, медицина, здоровье, болезни, секс

Базовые модели пpименения нлп в психотеpапии

Методическое руководство разработано Е.И. Виль-Вильямс - врачом-психиатром, психотерапевтом, международно сертифицированным тренером НЛП. Перепечатка с ссылкой на автора обязательна. Место работы Институт Групповой и Семейной Психотерапии г. Москва Методическое руководство рецензировано профессором Владимиром Евгеньевичем Рожновым.
НЛП возникло в 70-е годы нашего века в американском городе Санта- Круз, штат Калифорния. Ассистент профессора лингвистики Калифорнийского Университета Джон Гриндер и студент психологического факультета Ричард Бендлер заинтересовались работой трех замечательных психотерапевтов: Фрица Перлза (основоположника гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (семейного терапевта) и Милтона Эриксона (основателя недирективного гипноза и терапии). Наблюдая работу этих психотерапевтов и стараясь выделить "хорошо срабатывающие техники" и их элементы, Гриндер и Бендлер создали свое описание этих техник модель, объединившую в какой-то мере, эти три подхода. Это не была новая психотерапевтическая школа, скорее хорошее, пошаговое описание терапевтических техник, применяемых замечательными терапевтами интуитивно. Используя идею модели, создатели НЛП шагнули дальше. И в сотрудничестве с Грегори Бейтсоном - антропологом, занимавшемся описанием процессов коммуникации, теорией систем, ученым, которого интересовали многие темы: биология, кибернетика, психотерапия Дж.Гриндер и Р.Бендлер развили НЛП как модель, описывающую внутренние процессы человека и его коммуникацию. Одним из следствий такого описания оказалась возможность достичь более высокой эффективности во многих областях человеческой деятельности, "повторяя" успешное поведение, предварительно его моделируя. Поэтому позже НЛП стало использоваться не только в применении к психотерапии, но и в других областях: бизнесе, спорте, обучении.

Просуществовав 25 лет, НЛП приобрело самостоятельность метода, имеющего учителей последователей, приверженцев и противников. Появились: институты, обучающие НЛП, градация обучения на НЛП- практиков, НЛП-мастеров, НЛП-тренеров, и конечно, новые имена Роберт Дилтс, Стив, Тамара, Конира Андреасы, Тэд Джеймс, Тод Эпштейн, Антенн Роббинс второе поколение, которое, развивая, дополняя, пересматривая идеи и разработки первого, действует как бы в двух направлениях - укрепляет фундамент уже выстроенного здания и в то же время занимается его отделкой.

В литературе, описывающие терапевтические техники НЛП, нет привычной для психиатра и врача ссылки на диагноз, соотнесенности с синдромологией, а термин например "фобия", "депрессия", употребляются скорее в бытовом нежели в профессиональном, диагностическом значении. И поэтому перед погружением в метод стоит уточнить и провести хотя бы одну параллель между миром терминологии - НЛП, как терапевтический метод, применим к пациентам, имеющим расстройства невротического, экзогенного круга и его не стоит применять, как метод помощи при эндогенном процессе или подозрениях на него. Данных о применении в этой области недостаточно для обеспечения безопасности пациентов. НЛП рассматривает человека как живую систему, получающую информацию о мире, перерабатывающую ее, на основе этой переработки делающую определенные выводы (когнитивная, эмоциональная оценка ситуации), на основе которых выбирается тип взаимодействия (различные способы поведения) со средой. Поддержание гомеостатических характеристик, а значит, успешное взаимодействие со средой зависит от точности информации, которую система получает от среды. Поэтому так важны исследования факторов, влияющих на искажение информации фильтров восприятия.

Фильтрами восприятия являются репрезентативные системы, мета- программы, убеждения и ценности. Кроме того, важны эффективность систем переработки информации (вербальное и образное мышление) и адекватность оценки (эмоциональной и когнитивной), а также наличие в репертуаре форм поведения, адекватных ситуации. Жесткая связь между оценкой поведением лишает систему возможности гибкого выбора разнообразных форм поведения, что ведет к дезадаптации. Соответственно продвижение к большей адекватности и адаптивности в ходе терапии возможно на уровне работы с фильтрами восприятия, стратегиями переработки и внутреннего представления информации, оценкой, а также жесткой связью между оценкой и поведением, размыкание которой освобождает валентность для более адаптивной поведенческой реакции. Создавая модели актуального и желаемого состояния клиента, учитывающие все эти параметры, терапевт выбирает тактику, которая позволяет за минимальное число шагов достичь необходимого продвижения от первого состояния ко второму, используя так же информацию о временном контексте (затронутость в звучание проблемы субъективного прошлого, настоящего и будущего клиента) и определение глубины необходимого изменения (модель нейрологических уровней). Рамкой для такой работы является техника хорошо сформулированного результата; критерием эффективности - включения в эту технику, проверка экологичности изменения и подстройка к будущему; условием установление особого контакта - раппорта, дающего возможность переключать внимание клиента на его внутренний опыт и в измененном состоянии сознания переживать его по новому.

Итак, тактикой терапевта является: установление раппортных отношений, сбор информации об актуальном и желаемом состоянии клиента, создание модели обоих состояний, выбор и проведение терапевтической техники, позволяющей изменить настоящее состояние в сторону желаемого.

<Н3>МОДЕЛЬ НАСТОЯЩЕГО И ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЙ
Для создания модели состояний необходимо получить информацию об индивидуальных фильтрах восприятия - факторах, искажающих восприятия реальности. Кроме того, требуется выявить характерные для каждого состояния черты невербального поведения клиента (калибровка), созвучность, соотносимость вербального и невербального компонентов поведения (конгруэнтность/неконгруэнтность), некоторые физиологические характеристики (например: глубину, частоту дыхания) и особенности мышления - образного (последовательность обращения к репрезентативным системам) и вербального (индивидуальное своеобразие процессов мышления - метамодель), проявляющиеся в создании из всего сенсорного опыта (глубинной структуры) его краткого описания (поверхностной структуры) ; особенность восприятия личностью себя во временном континууме (прошлое-настоящее-будущее - техника построения линии времени) и специфичность использования сенсорных каналов (описания состояния по субмодальным характеристикам). Фильтры восприятия

Воспринимаемый мир отличается от реального. Часть информации обобщается, опускается и искажается, то есть модель мира строится из отфильтрованной информации о нем. Фильтрами информации являются: 1) избирательно используемые возможности органов чувств или систем восприятия: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкусовых и обонятельных анализаторов репрезентативных систем; 2) убеждения и ценности - обобщенные суждения, выводы о мире - что важно, что правильно, что существует и т.д. 3) привычки восприятия - мета-программы. Все описанные фильтры формируются в процессе развития. Часто это происходит на бессознательном уровне, становясь импринтом прошлой травмирующей ситуации или детского опыта. Они формируют индивидуальности и с этой точки зрения, сами по себе они не хороши и не плохи. Вместе они составляют определенную систему. Она может быть достаточно сбалансированной, целостной и непротиворечивой. Но чаще уже на уровне "фильтров" проявляются противоречия, которые возникают между так называемыми "частями личности", или "субличностями". И для того чтобы полностью выполнить задачу сбора информации о состоянии клиента, терапевту необходимо знать, насколько эти противоречия велики.

Одной из идей, почему клиент стал клиентом, является мысль о том, что та модель мира, которую клиент создал, слишком рассогласуется с реальным миром и поэтому не дает ему возможности ориентироваться и выстраивать свое поведение таким образом, чтобы достигать конкретных результатов. Поэтому терапевту следует иметь информацию о том, как его пациент использует свои репрезентативные системы, какие у него убеждения и ценности, какие мета-программы являются его фильтрами, насколько целостна (конгруэнтна) его модель, нет ли противоречия между убеждениями, ценностями и мета-программами, используемыми в одном контексте. Репрезентативные системы (PC) Человек воспринимает мир через органы чувств: зрение (визуальная система), слух (аудиально-тональная система), ощущения (кинестетическая система), а также используя вербальный канал (аудиально-дигитальная система). Индивидуальное предпочтение разных репрезентативных систем (PC) и является одним из тех фильтров, который создает карту, отличающуюся от территории. Предпочитаемая РС-система та, которая чаще используется по сравнению с остальными. Например, задав клиенту вопрос: что Вам легче вспоминать: образы, звуки или ощущения? Вы получите ответ о предпочитаемой системе. Ведущая РС-система - та, с помощью которой осуществляется доступ в памяти к хранимой информации. Например, попросив клиента подумать о прошедшем событии и выяснив, что первое вспомнилось: визуальная картинка, звуки или ощущения - Вы получите ответ о том, какая из систем ведущая. Часто ведущая и предпочитаемая системы различны, но иногда они совпадают. Для того чтобы определить, в какой из PC происходит вспоминание, обдумывание, переработка информации, выделены специальные маркеры (предикаты) каждой. Наблюдая за движением глазных яблок, отмечая особенности физиологии, а так же внимательно слушая речь клиента. Вы получите ответ на этот вопрос.

Определение PC с помощью движения глаз находится здесь
Схема на рисунке иногда не соответствуют реальности, например, она может быть иной у левшей, амбидекстров. Поэтому в таких ситуациях Вам необходимо сначала создать подобную схему, для того чтобы иметь возможность в ходе терапевтического сеанса на нее опираться. Чаще всего это необходимо чтобы понимать, соответствуют ли действия клиента инструкциям терапевта обращение в определенный момент терапии к конкретной PC, а также для выявления стратегий последовательности обращения к PC в ходе переработки информации. Необходимо попросить клиента проделать шесть операций, спрашивая клиента, каким образом он выполнил задание и наблюдая глазные движения сразу после его произнесения.
1. Визуальная память: вспомните как выглядит ...
2. Визуальное конструирование: Постарайтесь увидеть, что произойдет, если (далее пример никогда не виденной клиентом ситуации)
3. Аудиальное воспоминание: послушайте, как звучит ...
4. Аудиальное конструирование: послушайте, как звучит (далее никогда не слышанное клиентом)
5. Аудиально-дигитальная: поговорите с собой о ... что Вы говорите себе, когда ...
6. Кинестетическая система: что Вы чувствуете, когда ...

Обязательно переспросите клиента о том, насколько точно он выполнил Ваше задание: увидел ли то, что Вы его просили увидеть, и сразу ли он это сделал, например, сначала вспомнил и испытал ощущения, а лишь потом увидел образ. И если произошло именно такое рассогласование, значит, то первое движение глаз, которое Вы наблюдали, соответствует той системе, к которой обратился клиент (кинестетической), а не той, в которой был задан вопрос (визуальная память). Опытные НЛП-практики обычно пользуются этим способом лишь частично, только иногда уточняя какое-либо соответствие между движением глаз и PC, и просто внимательно слушая, о чем говорит клиент, описывает ли он сейчас свои ощущения (глаза вниз), вспоминает ли он визуальные образы (глаза вверх) или вспоминает чьи-либо слова (движение глаз по горизонтали).

Обращение к той или иной PC иногда очень явно выражено в речи клиента. Существуют так называемые Вербальные маркеры - слова, указывающие на фокусировку внимания клиента на той или иной PC. Например:
Визуальная PC: посмотреть, видеть ясно, перспектива, фокусировать, иллюстрировать, неясность.
Аудиальная PC: высказывать, резонанс, монотонность, акцент, гармоничность, тишина.
Кинестетическая PC: затронуть, теплота, давление ощутить, напряженность, концентрация.

<Н3>ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЙ ПО СУБМОДАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ
Тонкие различия характеристики контекстуального использования репрезентативных систем называются субмодальными характеристиками. Именно они определяют специфичность представленности в памяти, уникальность процессов обработки и восприятии информации, формирующих опыт, который влечет за собой его эмоциональную и когнитивную оценку, приводящую к определенной форме реакции на ситуации.

В НЛП разработан специальный способ описания своеобразия репрезентации опыта в каждом состоянии - описание по субмодальностям. Данное описание используется в терапии как компонент модели актуального, ресурсного и желаемого состояний клиента, помогающего зафиксировать уникальность каждого из них и дает хороший, почти объективный критерий их достижения в ходе терапии.

Наиболее существенной субмодальной характеристикой является ассоциированность/диссоциированность восприятия. Ассоциация - восприятие себя субъектом , а ситуацию объектом действия. Полный контакт с ощущениями, поступающими по всем сенсорным каналам (репрезентативным системам), полное проживание эмоций в данной ситуации. Диссоциация восприятие себя в ситуации как объект наблюдения, видение, слышание себя в ситуации со стороны (фокусировка внимания на одной или двух PC; отсутствие информации, поступающей по кинестетической PC).

Для выявления субмодальных характеристик клиента просят "вспомнить" или "подумать" об определенном состоянии. Задание специально звучит достаточно нейтрально, так как если попросить клиента "почувствовать" или "побыть" в этом состоянии, предложение сразу " ассоциирует" клиента с теми чувствами, которые он испытывал в этом состоянии и не даст Вам возможности выяснить, какова была начальная репрезентация этого опыта - ассоциированная или диссоциированная.

Субмодальные различения
Визуальные Некоторые вопросы для извлечения этих различий

Цвет: Это цветное или черно-белое?
Это весь цветовой спектр?
Яркость: Цвета живые, яркие или блеклые?
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?
Контраст: Это сильно контрастное (яркое) или блеклое?
Фокус: Этот фокус резкий, в фокусе или он размыт?
Фактура: Гладкое или грубое? поверхности в этом образе
Детальность: Передний план и фон детализированы?
Размер
Дистанция
Форма
Границы
Глубина резкости
Видите ли вы эти детали как часть целого или вы должны сдвигать фокус, чтобы увидеть их?
Как велика эта картинка? (Попросите для определения оценить размеры порядка 1 1см х 14см)
Как далеко этот образ? (Снова попросите для определения оценить дистанцию порядка 6м)
Какой формы эта картинка: квадратная, прямоугольная, круглая?
Есть ли границы вокруг него, или его края Положение расплывчаты?
Имеет ли граница цвет?
Как широка эта граница?
Где этот образ помещен в пространстве?
Покажите мне?
Движение внутри образа вне образа
Ориентация Ассоциирован- диссоциирован
Перспектива
Пропорции
Объемность
Единственность-множественность

Положение
Высота обеими руками, где вы видите этот образ?
Это движущаяся или неподвижная картинка?
Насколько быстро это движение: быстрее или медленнее, чем обычно?
Этот образ стабильный?
В каком направлении он движется?
Как он движется?
Эта картинка наклонна?
Вы видите себя или не видите это событие как если бы не были в нем?
С какой перспективой вы видите это? (Если диссоциирован).
Вы видите себя справа или слева, спиной или лицом?
Эти люди и вещи в этом образе в натуральной пропорции или некоторые из них больше или меньше, чем в жизни?
Это плоское или трехмерное?
Эта картинка обернута вокруг вас?
Есть только один образ или больше, чем один?
Вы видите их один за другим или одновременно?

Аудиальные
Вы слышите это изнутри или снаружи?
Откуда этот звук (голос) исходит?
Какова высота звука?
Высота выше или ниже.
Тональность
Мелодия
Изменяемость модуляции голоса
Громкость
Темп
Ритм
Длительность
Моно/стерео

Кинестетические
Качество
Интенсивность Положение
Движение
Направление
Продолжительность

Некоторые вопросы для извлечения этих различений
Это цветное или черно-белое?
Это весь цветовой спектр?
Цвета живые, яркие или блеклые?
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?
Это сильно контрастное (яркое) или блеклое?
Этот фокус резкий, в фокусе или он размыт?
Гладкое или грубое?
Скорость Передний план и фон детализированы?
Видите ли вы эти детали как часть целого или вы должны сдвигать фокус, чтобы увидеть их?
Как велика эта картинка? (Попросите для определения оценить размеры порядка 1 1см х 14см)
Как далеко этот образ? (Снова попросите для определения оценить дистанцию порядка 6м)
Какой формы эта картинка: квадратная, прямоугольная, круглая?

Ценности организованы в иерархическую структуру. Наиболее важная из них находится на вершине. Ценности - это то, к чему или от чего люди двигаются. Ценности могут меняться с контекстом. Например, есть ценности во взаимоотношениях, в бизнесе и они могут быть разными.

Мета-программы - наиболее подсознательные фильтры. Способы, с помощью которых поддерживаем то индивидуальность. Мета-программы - не контекстуальный фильтр, создающий контекст опыта. Мета-программы очень заметны в поведении и языке людей. В разной литературе по НЛП описываются разные мета-программы. Упомянем кратко наиболее важные из них.

Проактивный рефлективный
Проактивный человек обычно является инициатором действия. Рефлективный ждет от другого проявления инициативы к действию, тратит много времени на решение вопроса, действовать или нет.

Движение к - движение от
Люди с мета-программой "движение к" сосредоточены на своих целях. Они движутся к тому, чего хотят достичь. Люди с мета-программой "движение от" в основном больше внимания уделяют проблемам. Они очень хорошо знают, чего бы им хотелось избежать и чего они не хотят.

Внешний - внутренний
Эта мета-программа - об ориентации на стандарты. "Внутренние" люди имеют свою внутреннюю стандартизацию и ориентацию в большей степени на себя в ситуации сравнения или принятия решения. "Внешние" ориентируются на других и часто интериоризация норм и правил превалирует над выработкой своих собственных.

Возможности - процедуры
Люди "возможностей" порождают много выборов и развивают альтернативы. Они воодушевлены многообразием идей и вариантов. Люди "процедур" очень хорошо поддерживают установленный порядок. Они готовы отвечать за поддержание постоянства и теряются при возможностях перемен.

Обобщающий - конкретизирующий
Эта мета-программа про то, как человек склонен обращаться с поступающей информацией. "Обобщающие любят видеть "целостную перспективу" ситуации. Они мыслят глобально. "Конкретизаторы" любят видеть нюансы, разбивают ситуацию на последовательность мелких шагов.

Совпадатели - несовпадатели
Мета-программа о склонностях по-разному делать сравнения. "Совпадатель" первоначально отмечает, что похожего в двух сравниваемых вещах, "несовпадатель" - что между ними различного.

Главная   |   Статьи   |   Продукция   |   Справки   |   Форумы   |   Регистрация ресурса   |   Опубликовать статью