Программа наблюдении за ребенком 2 лет
В программе наблюдений (таблицы 1-9) описаны умения и навыки,
которые появляются у младенца к определенному периоду развития.
Также представлен общий план действий родителей. Эта программа поможет
вам лучше понять малыша, активно строить контакт с ним. Помните,
что незначительные задержки или опережения вполне допустимы.
Таблица
1
Возраст 2-3,5 месяца
Умения
и навыки |
Языковые
навыки |
Общий
план действий |
Младенец
улыбается голосу, у него появляются интерес и положительное
отношение к людям. Совершенствуются зрительные реакции: фиксирует
взгляд на предметах, видит предметы на расстоянии, прослеживает
взглядом перемещение предметов, рассматривает простые яркие
картинки.
Обращает
внимание на подвешенные игрушки, рассматривает их, пытается
дотронуться. Ребенок поднимает голову и удерживает ее, поднимается
на локтях. |
Вокализирует
спонтанно, издает отдельные "гукающие" звуки. |
С
желанием ухаживайте за ребенком, не давайте ему долго плакать,
успокаивайте и отвлекайте его, ищите причину плача и пытайтесь
устранить ее. После кормления кладите на 5-10 минут ребенка
па живот 3 раза в день. Привлекайте ребенка погремушками,
задевайте за них его рукой. Игрушки должны напоминать птицу,
человека, животного, они не должны издавать слишком громких
и резких звуков. Ухаживая за ребенком, ласково беседуйте с
ним. Произносите его гуканье, но не мешайте малышу, когда
он вокализирует сам с собой. Улыбайтесь ребенку! |
Таблица
2
Возраст 3,5-4,5 месяца
Умения
и навыки |
Языковые
навыки |
Общий
план действий |
У
младенца появляется потребность в общении со взрослыми, возникает
способность захватывать и доставать игрушки, увеличивается
интерес к зрительному обследованию окружающего мира. Выражен
интерес к собственной руке. Появляется оживленная эмоциональная
реакция, сопровождающаяся двигательной и голосовой активностью,
при виде взрослых людей, особенно близких. Малыш стремится
ощупывать предметы, крик становится разным, он учится "управлять"
поведением мамы. Когда ребенок готов к общению, он улыбается,
гулит. |
Малыш
играет со звуками, вокализация используется в общении со взрослыми.
Руление. |
Общайтесь
с ребенком так, чтобы он почувствовал, что его любят и о нем
заботятся, не давайте ему подолгу кричать. Разговаривайте
и играйте с ним, ведите себя естественно и доброжелательно.
Не сюсюкайте с малышом, по старайтесь, чтобы ваш разговор
вызвал радостную реакцию. Если ребенок никак не может ухватить
игрушку, после 3-4-й попытки помогите ему, вложите игрушку
малышу в руки. Гуляйте с ребенком па улице и по дому, пусть
у него будут новые впечатления. |
Таблица
3
Возраст
4,5—6 месяцев
Умения
и навыки |
Языковые
навыки |
Общий
план действий |
Учится
контролировать движения головы и рук, позу, обследовать предмет
указательными пальцами. Малыш часто повторяет с предметами
одно и то же действие. Осваивает простые движения: доставапие,
похлопывание, размахивание. Ребенок способен следить за взглядом
взрослого. Захватывает игрушку, садится, старается сидеть
прямо. |
Ребенок
часто выражает свое удовольствие голосом, выговаривает гласные
звуки — "а", "о"; согласные — "б", "д", "м", "п". Учится произносить
слоги: "ма", "ай", "та", "па","агу", "ба". Исчезновение вокализации
в момент общения со взрослыми. |
Активно
разговаривайте с ребенком, повторяйте слоги, реагируйте на
"речь" малыша, выражайте свою любовь. Смотритесь вместе в
зеркало, играйте в игрушки, называя предметы. Учите собирать
предметы в коробки. Ребенок должен некоторое время играть
самостоятельно. Показывайте ребенку предметы разной величины
и формы, он будет их изучать с особым интересом. |
Таблица
4
Возраст
6-8 месяцев
Умения
и навыки |
Языковые
навыки |
Общий
план действий |
Малыш
контролирует позу при сидении. Возникает реакция па чужих,
незнакомых людей. Ребенок осваивает игры "Ладушки", "Забодаю",
где выполняются одинаковые действия. Манипулирует 2 предметами,
учится вкладывать предметы друг в друга. Замечает и интересуется
мелкими предметами: пуговицами, крошками, перышками. Будьте
осторожны — может подавиться! Играет с куклой, трогает глаза,
рот указательным пальцем уверенно. Учится ползать. Узнает
родных, ждет и радуется их появлению. |
Развивается
лепетпое говорение, учится прислушиваться к речи взрослого.
Понимает интонации: сердитая, радостная, грустная. Вокализирует
при игре. Произносит слоги: "ба - да -агу - а-а" в сочетании
друг с другом. |
Говорите
с ребенком о том, что происходит вокруг в данный момент. Обращайте
внимание на предметы. Побуждайте ребенка к действиям: покачай
головой, похлопай, возьми, похлопай в ладоши. Рассматривайте
книжки-раскладушки. Чем больше вы будете разговаривать, тем
быстрее ребенок заговорит. Играйте с ребенком в "Прятки",
используя платок. Играйте в "Ладушки" и "Кыш — полетели, на
головку сели". Показывайте малышу, как включается свет, крутится
ручка и т. д. Учите ребенка пить из чашки. |
Таблица
5
Возраст
8 -10 месяцев
Умения
и навыки |
Языковые
навыки |
Общий
план действий |
В
течение данного периода совершенствуется контроль позы при
стоянии, ребенок делает первые шаги. Малыш все рассматривает
(узоры на ковре, цветы на клеенке и т. п.). Возникают манипуляции
с предметами. Катание мяча, нажимание кнопки звонка, вкладывание
коробочек друг в друга, самостоятельное использование бутылочки,
вращение деталей. К концу периода ребенок общается с помощью
жестов, произнося определенные звуки. Откликается на свое
имя. Поднимает руки, показывая: "Возьми меня". Оживляется
при посторонних. |
Понимание
значения некоторых слов, произношение первых слогов. Выражение
эмоционального отношения своеобразным звукосочетанием. |
По-прежнему,
разговаривая с ребенком, произносите одни и те же слоги, фразы,
небольшие стихотворения. Слова должны соответствовать действиям,
которые выполняет взрослый. Когда ребенок "говорит", попытайтесь
понять, что он имеет в виду. Радуйтесь вместе произношению
отдельных звуков. Научите малыша отвечать на вопрос: "Где
картина?" — и смотрите в сторону картины. Показывайте глаза
у игрушки. Обучайте ребенка постепенно по 5-10 минут. Вернитесь
к обучению через день. Внимательное отношение, терпение, радость
помогут контакту с малышом. |
Таблица
6
Возраст
10-12 месяцев
Умения
и навыки |
Языковые
навыки |
Общий
план действий |
Увеличивается
подвижность ребенка, многие дети начинают перемещаться по
комнате, квартире. Пользуясь помощью взрослых, с удовольствием
ходят, исследуют окружающий мир. Дети стараются обследовать
все, что попадается под руку, очень любят играть с водой.
Дети все ощупывают, переворачивают, подносят ко рту, опрокидывают,
катают взад и вперед, бросают, просовывают пальцы в маленькие
отверстия и т. д. Интерес к книгам — рассматривают и переворачивают
страницы. Находят потерянные предметы. Радуются одобрению
близких. Зовут на помощь. Заметно появление памяти. Машут
рукой на прощание. Не любят оставаться одни. |
Появляются
первые слова, которые понимают только близкие.
Увеличивается
количество слов, которые ребенок понимает: "на" — возьми,
мама, папа. |
Учитесь
понимать ребенка. Поддерживайте в нем ощущение любви и заботы.
Говорите с малышом просто и ясно, рассматривайте картинки,
рассказывайте, что нарисовано, и задавайте вопросы: "Где?"
или "Покажи...". Научите ребенка показывать на части вашего
или собственного тела: иос, глаза. Также его легко научить
показывать стол, лампу, цветы, картину и т. п. Необходимо
как можно раньше дать понять ребенку, что для него опасно.
Обеспечьте его свободное передвижение, но спрячьте вещи, которые
нельзя трогать. Постепенно учите ребенка общаться с чужими
людьми. Не оставляйте его надолго одного. |
Таблица
7
Возраст 12—15 месяцев
Умения
и навыки |
Языковые
навыки |
Общий
план действий |
Ходит
без поддержки, стал прямоходящим существом. Пробует разные
варианты походки. Заползает вниз-вверх по ступенькам. Выполняет
движения: встал — пошел — пополз. Использует расческу, посуду,
зубную щетку, открывает шкафы, бросает мяч руками. Появляется
память, возникают ассоциации по цвету, мягкости (киса — кошка,
воротник, игрушка). Изучает вещи: открывает, закрывает. |
Произносит
4—5 понятных слов. Использует согласные: "б", "к", "д", "г".
Слова короткие. Произносит слова частично (мяч — "мя"), показывает
жестами "нет", "да". Знает имена близких. Выполняет простые
указания. Смеется над веселыми сценками. |
Общение
по-прежнему доброжелательное. Играйте в мяч, в "Звуки" ("Как
говорит собачка?" — "Гав-гав"). Катайте малыша на плечах.
Следите за тем, чтобы не залез на высокие предметы и не упал.
Особое место игры — кухня. Внимательно наблюдайте за игрой
"повара". Учите малыша самостоятельно одеваться и раздеваться.
Обучите ребенка слову "нельзя" и объясните — почему. Играя
с малышом, говорите! |
Таблица
8
Возраст
15-18 месяцев
Умения
и навыки |
Языковые
навыки |
Общий
план действий |
Понимает
простую речь, ходит по кругу, возвращается назад, останавливается,
чтобы поднять игрушку, карабкается на мебель. Открывает ящики,
бросает мяч всей рукой. Макает в молоко сухарики. Сортирует
предметы по форме, составляет пирамиду, учитывая размеры колец.
Находит знакомые картинки в книжке, показывает животных на
улице и дома в книжке. Меньше беспокоится, если остается один.
Может мысленно воспроизвести образ человека, когда того нет
рядом. |
Говорит
10-20 понятных слов. Использует полные слова. Соединяет два
простых слова ("баба-баба"). Составляет предложения: "Иди,
пока-пока!". Лепечет на своем языке. Понимает слова: "вниз",
"вверх", "из", "горячо", "другие". |
Играйте
с ребенком в пирамиду и кубики. Пусть показывает части тела.
Вместе танцуйте под музыку. Играйте в "Прятки" и "Салочки".
Игра "Рожицы" — копирование вашей мимики. Рисуйте для малыша
и вместе с ним. Это развивает речь и воображение. Пойте для
него и с ним, особенно когда чем-либо занимаетесь. Говорите
о том, что делаете. Но не говорите слишком много такой речью,
за которой малышу сложно уследить.
Делайте
паузы. Предлагайте право выбора: "Тебе яблоко или апельсин?".
Пусть ребенок ответит. Обращайтесь к нему по имени и не старайтесь
особо исправлять речь. Дети просто экспериментируют со словами. |
Таблица
9
Возраст
18-24 месяца
Умения
и навыки |
Языковые
навыки |
Общий
план действий |
Раздумывает
перед действием, понимает речь, приближенную к повседневной.
Бегает, смотрит под ноги на возможные препятствия. Прыгает
на месте и вперед. Ходит по ступенькам без помощи, открывает
двери. Разворачивает обертки. Снимает одежду, моет руки. Строит
башню из шести кубиков. Играет с листом бумаги. Мысленно представляет
себе задачу, потом ее выполняет. Старается рисовать линии,
кружочки. Учится рассуждать, уже способен выполнять двухступенчатые
задания: "Иди, принеси кружку". Способен гневаться: кричит,
кусается, хнычет. |
Говорит
20—50 понятных слов. Пытается произносить слова, состоящие
из нескольких слогов. Отвечает на простые вопросы: "Что делает
собачка?". Составляет предложения из трех слов. Говорит мало,
но понимает все. Любит "загадочные" слова: вертолет, самосвал,
которые произносит с ошибками. Поет. |
Пусть
помогает вам по дому. Занимайтесь с ним гимнастикой. "Читайте"
вместе книжки с картинками, время от времени оставляйте ребенка
одного. Разрешите малышу переставлять мебель (стулья, ящики).
Помогайте ему наводить порядок в доме. Продолжайте вместе
рисовать. Побуждайте ребенка выражать свое настроение: "Тебе
весело?", "Как ты себя чувствуешь?". |
|
|