Сосредоточение на гипнагогических образах
Наиболее распространенная стратегия ОСИСБ заключается в сосредоточении
в процессе засыпания на возникающих в это время гипнагогических
видениях. Вначале вы, скорее всего, будете видеть относительно
простые образы, вспышки света, геометрические узоры и тому подобное.
Постепенно появляются более сложные формы: лица, люди, и, в
конце концов, целые сцены6. Следующий пример "состояния полусна",
как его называл русский философ П.Д.Успенский, дает живое представление
о том, на что похожи гипнагогические видения:
Я засыпаю. Передо мной возникают и исчезают золотые точки, искры
и звездочки. Эти искры и звездочки постепенно погружаются в
золотую сеть с диагональными ячейками, которые медленно движутся
в такт ударам моего сердца. Я слышу их совершенно отчетливо.
В следующее мгновение золотая сеть превращается в медные шлемы
римских солдат, строем марширующих внизу. Я слышу их мерную
поступь и наблюдаю из окна высокого дома в Галате, в Константинополе,
как они шагают по узкой улице, выходящей на старую верфь и Золотой
Рог, с его парусниками и пароходами; за ним видны минареты Стамбула.
Римские солдаты тесными рядами продолжают маршировать вперед
и вперед. Я слышу их тяжелые, мерные шаги, вижу сияние солнца
на их шлемах. Внезапно я отрываюсь от подоконника, на котором
лежу, и в том же склоненном положении медленно пролетаю над
улицей, над домами, над Золотым Рогом, по направлению к Стамбулу.
Я ощущаю запах моря, ветер, теплое солнце. Этот полет мне невероятно
нравится, я не могу удержаться - и открываю глаза.
Состояния полусна Успенского явились результатом привычки созерцать
содержимое своего ума при вхождении в сон и в полусонном состоянии
после пробуждения. Он отмечает, что делать это значительно легче
утром после пробуждения, чем ночью перед сном и что "без определенных
усилий" такие состояния вообще не возникают8.
Доктор Натан Раппорт, американский психиатр, выработал метод
вхождения в осознанное сновидение, очень близкий методу Успенского:
"Находясь в постели перед сном, экспериментатор каждые несколько
минут прерывает поток мыслей и вспоминает их содержание, которое
стремится исчезнуть перед каждым вторжением его навязчивого
внимания". Эта привычка переносится и в сон, приводя кр езультатам,
подобным следующим:
"Вспыхнул ослепительный свет, и мириады бликов брызнули от изумительной
хрустальной люстры. Множество оригинально выполненных статуэток
на камине напротив дальней стены, обшитой панелями в стиле рококо,
привлекали к себе внимание, как и все экстравагантное. Справа
веселая группа прекрасных дам с кавалерами в самых элегантных
нарядах викторианской эпохи любезничали друг с другом. Какое-то
время я бессознательно наблюдал эти сцены, пока наконец не понял,
что это не реальность, а игра моего ума. Мгновенно картина стала
сказочно красивой. С величайшей осторожностью мой полупроснувшийся
ум стал ее рассматривать: я знал, что это замечательное видение
можно разрушить грубым вторжением.
"Действительно ли эта мысленная картина неподвижна?" - подумал
я. Как бы в ответ, одна из юных леди грациозно провальсировала
по комнате. Затем она вернулась в свою группу и, обернувшись
ко мне через плечо, застыла с ослепительной улыбкой на милом
личике. В целом, цветовая гамма картины была скромной, несмотря
на калейдоскопические блики от люстры, изысканные голубые и
кремово-розовые тона богатых декораций и костюмов. Я почувствовал,
что мое внимание перешло на то единственное, что меня интересует
в сновидениях - на краски: изысканные, но в то же время живые,
как бы светящиеся изнутри".
ТЕХНИКА ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
1. Полностью расслабьтесь
Лежа на кровати, прикройте глаза и расслабьте голову, шею, плечи,
спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы,
дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие от расслабления,
дайте уйти всем своим мыслям, заботам и планам. Если вы только
что проснулись, этого должно быть достаточно для расслабления.
Если нет - попробуйте применить последовательную релаксацию
или 61-точечную релаксацию. Пускай все утихает, становится все
медленнее, все расслабленнее, пока ваш ум не станет спокойным,
как море в безветренную погоду.
2. Наблюдайте за видениями
Осторожно сфокусируйте внимание на образах, которые постепенно
будут появляться перед вашим мысленным взглядом. Смотрите, как
они рождаются и исчезают. Старайтесь наблюдать за ними как можно
более пассивно, чтобы они отражались в вашем уме такими, как
есть. Не пытайтесь их остановить, а просто наблюдайте, независимо
и безучастно. Поначалу вы будете видеть последовательность несвязных
мимолетных видений. Постепенно они превратятся в сцены, становящиеся
все более сложными, и в конце концов, объединятся в связные
сюжеты.
3. Войдите в сновидение
Когда видения превратятся в подвижный, живой сценарий, позвольте
себе быть пассивно "втянутым" в мир сна. Не делайте для этого
усилий, просто продолжайте беспристрастно наблюдать за образами.
Пусть ваш интерес к происходящему втянет вас в сон. Но следите
за тем, чтобы этот интерес не притупил ваше внимание. Не забывайте,
что теперь вы спите!
Комментарий
Наверное, самое сложное в этой технике - научиться входить
в сон на 3-м этапе. Трудность состоит в выработке утонченной
бдительности, позиции беспристрастного наблюдателя, с которой
вы даете втянуть себя в сон. Как подчеркивал Поль Толи: "Не
стоит проявлять активность при внедрении в сюжет, поскольку
это, как правило, приводит к его исчезновению". Здесь требуется
пассивное желание, сходное с тем, что описано в предыдущей главе
в разделе о самовнушении. По словам Толи: "Вместо активного
желания внедриться в сюжет, следует попытаться пассивно дать
перенести себя туда". Тибетский учитель дает похожий совет:
"Осторожно наблюдая за своим умом, мягко ведите его в сновидение,
как если бы вы вели за руку ребенка".
Другая опасность подстерегает вас уже в состоянии сна - его
мир может показаться таким реалистичным, что легко потерять
осознанность, как случилось в начале описанного выше ОСИСБ Натана
Раппорта. На этот случай Толи рекомендует иметь намерение выполнить
во сне какое-либо действие; тогда, если вы вдруг утратите осознанность,
то, вспомнив, что надо что-то сделать, вы можете ее восстановить.
|
|