Самопознание
Насреддин зашел в банк получить деньги по чеку. Кассир спрашивает,
может ли он себя идентифицировать. "Да, могу," -
отвечает Насреддин, вынимает зеркало и тщательно изучает свое
отражение. - "Это я, все в порядке."18
Мы не всегда являемся тем, кем себя считаем. Мы не те, кем,
как думаем, являемся в своих снах (и в бодрствовании, на самом
деле, тоже). Можете проверить этот факт на себе в ближайшем
осознанном сновидении. Например, может оказаться, что вы сидите
за столом сновидения, а ваши ноги стоят на полу сновидения.
На вашей ноге сновидения, части тела сновидения, сидит тапок
сновидения, так что это должно быть ваше "я" сновидения!
Все, что нужно сделать - это осознать ситуацию, в которой
вы находитесь, и вы увидите, что человек, которым вы оказались
во сне, - это не тот человек, которым вы являетесь на самом
деле - это только ваше воображение, умозрительная модель
себя самого, или, говоря фрейдистским языком, ваше "эго".
Осознав, что ваше эго - это не истинный вы, вам легче будет
отказаться от отождествления себя с ним. Не отождествляя себя
со своим эго, вы можете свободно изменять его. Простое осознание,
что эго является упрощенной вашей моделью, даст вам более
точное представление о себе и сделает менее вероятной ошибку
типа той, когда карту местности принимают за саму местность.
Если вы сможете взглянуть на свое эго объективно, как на ваше
представление о себе, находящееся у вас в подчинении, вам
не придется бороться с ним. В любом случае, вам не удастся
от него избавиться, да и не стоит этого делать, поскольку
эго является неотъемлемой нашей частью, необходимой для эффективного
взаимодействия с миром. Тот факт, что и эго, и Я говорят "я",
часто является причиной путаницы. Хорошо информированное эго
говорит правдиво: "Я есть то, что знаю о себе".
Я говорит просто: "Я есть". Если Я знает, что не
является эго, то оно достаточно беспристрастно для объективного
суждения о себе, как в истории с Насреддином, когда монах
хвастает перед ним: "Я такой отрешенный, что никогда
не думаю о себе, только о других". - На что Насреддин
отвечает: "А я такой объективный, что могу смотреть на
себя как на чужого человека, - так что мне можно подумать
и о себе"19.
Чем меньше мы отождествляет себя с тем, кем, по нашему мнению,
являемся, тем с большей вероятностью поймем, кем являемся
на самом деле. В этой связи суфийский мастер Тарикави писал:
Обретая себя, вы обретаете знание. До этого времени у вас
могут быть только мнения, которые основываются на привычках
и том, что вы считаете удобным.
Изучение Пути требует найти свое "я". Пока еще вы
его не встретили. Пока вы встречаете других, единственная
польза от которых в том, что когда-нибудь один из них может
оказаться вашим истинным "я".
До этой встречи вам много раз будет казаться, будто вы нашли
его. Но истинное "я" таково, что встретив его, вы
вступаете в обладание вечным знанием, не сравнимым ни с чем
другим на земле20.
Еще до того как испытать искреннее желание найти себя, вы можете
столкнуться с гораздо более настойчивым, чем ранее, стремлением
эго удовлетворить свои желания. Это закономерное явление может
мешать вам в постижении высших проявлений своего "я",
поскольку какая-то часть вашего существа будет страдать из-за
своих страстей, неудовлетворенных в бодрствующей жизни.
Не следует также стремиться к трансцендентности как средству
ухода от жизненных проблем - вспомните демонические сны ван
Эдена. Первое время вы должны с готовностью преодолевать все
проблемы, встающие перед вами. Но, разрешив их с помощью сновидения
и потратив значительные усилия на исполнение желаний, вы можете
почувствовать необходимость или потребность заняться поиском
чего-то доселе неведомого, то есть самого себя.
|
|