aorta.ru
 
 
йога, заболевания, медицина, здоровье, болезни, секс

Поляризация

Мудрый человек подобен наковальне кузнеца,
на которой выковано множество переживаний,
но сама она осталась без изменений.
— Индийский афоризм

Раджа означает "царь"; таким образом, раджа-йога — это "царская йога", или "царский путь". "Царь" в нашей жизни — разум, именно контролю над разумом и учит раджа-йога.

Классической книгой по раджа-йоге считаются "Йога-сутры" Патанджа-ди. Четыре главы этого труда посвящены дисциплинированию разума и раскрытию психического потенциала. Аштанга-иога, как часто называют систему Патанджали, —это особое изучение четырех внутренних, или эзотерических "членов" (санскр. анга) йоги. Этими четырьмя ветвями являются прать-яхара (иногда рассматриваемая как переходная стадия отхатха- к раджа-йоге), дхарана (концентрация), дхьяна (созерцание, или устойчивая концентрация), самадхи (состояние экстаза, реализации и космического сознания).

СВЕРХНОРМАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

В первую очередь мы собираемся начать с дхараны, или концентрации. Концентрация — это путь к сиддхи, сверхнормальным способностям, скрытым внутри каждого из нас, —таким, как фотографическая память, самообезболивание, способность к мгновенным вычислениям в уме и т. д. По преданиям, раджа-йога дарует ученику еще более впечатляющие психические способности: телепатию, ясновидение, психометрию и тому подобные феномены, относящиеся к области парапсихологии.

Раджа-йогу можно определить как искусство фокусировать сознание на бессознательном до тех пор, пока не произойдет их слияние в новое сверхсознательное состояние разума. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что раджа-йога имеет дело исключительно с разумом и поэтому может рассматриваться как прикладная восточная психология.

В наш век психологов, психоаналитиков и социальных работников было бы не лишним упомянуть о существенных отличиях между восточной психологией, типичным представителем которой является раджа-йога, и современной западной психологией.

Современный западный психоанализ по-настоящему начался благодаря трудам Фрейда около девяноста лет назад. Восточной психологии раджи-йоги, как она изложена у Патанджали, приблизительно 2000 лет, а источники, из которых Патанджали почерпнул свой материал, еще древнее.

Западная психология базируется на теории, эмпирически подтвержденной статистическими данными. Восточная психология имеет своей основой личный, субъективный опыт. На Востоке ученик не ищет истину рациональным путем — он переживает ее. На Востоке является правилом, что ученик не примет ничего на веру, пока не убедится в этом на собственном опыте.

РАЗЛИЧИЕ В МЕТОДОЛОГИИ

И восточная, и западная психологии ставят своей целью помочь человеку решать проблемы, но методы их расходятся.

Необходим синтез лучшего из западной и восточной психологии. Если восточная психология нуждается в объективных данных для обеспечения эмпирического доказательства, то западная — в объективных методах, которые произведут субъективные изменения в пациенте или ученике.

Родившееся в 80-е годы движение "трансперсональной" психологии является действительно многообещающим слиянием Востока и Запада. Будем надеяться, что это направление будет иметь продолжение и в следующем столетии, поскольку это действительно более здоровая перспектива, чем многие новомодные течения, называемые "поп"-психологией. В современной западной клинической психологии можно быть уверенным только в одном: теория, популярная в этом году, в следующем сменится новой.

Раджа-йога, преподаваемая компетентным учителем, приводит к двум последствиям, которые упорно отрицаются западными психологами как невозможные.

Первое: путем поэтапной визуализации достигается развитие фотографической памяти. Второе: можно довести личный коэффициент интеллекта до уровня значительно выше среднего и даже до уровня гениальности!

Итак, последствия слияния психологической науки Востока и Запада могут быть весьма интересными и полезными.

Упражнение, снимающее беспокойство

Мы завершаем наш сеанс у психиатра и снова оказываемся лицом к лицу с нашими заботами, разочарованиями и проблемами. Какую пользу мы извлекли, есть ли у нас конкретная техника, которую мы могли бы применить, чтобы помочь себе? Раджа-йога заполняет этот пробел в западной психологии упражнением, снимающим беспокойство, которое мы называем "поляризацией".

Чтобы пояснить механизм поляризации, воспользуемся аналогией. Предположим, что у нас есть магнит и железный брусок и мы решили намагнитить, т. е. поляризовать, брусок. Мы помним из курса физики, что молекулярный строй магнита упорядочен, поэтому и возможно проявление единого силового поля. Это не относится к ненамагниченному железу, так как силовые поля его молекул направлены в разные стороны и компенсируют друг друга.

Если мы приведем магнит в соприкосновение с железным бруском, то через некоторое время молекулярная структура бруска упорядочится, что приведет его в поляризованное состояние, т. е. превратит в магнит.

Магнит символизирует разум, а железный брусок — психическую и эмоциональную стороны физического бытия. Раджа-йога учит поляризации как упражнению, приводящему к гармонии и равновесию между всеми положительными и отрицательными сторонами системы "разум—тело". Это означает, что, подобно тому как мы намагничиваем магнитом брусок железа, мы можем намагнитить, или поляризовать, тело ментальными токами. Йога учит, что сделать это можно, используя психические нервы, или нади.

Переживание психологического обновления, достигнутое выполнением этого упражнения, убедит ученика в том, что это одна из самых ценных техник в раджа-йоге.

Преимущества

1. Будучи практикуемой регулярно, поляризация дает освобождение от беспокойства и умеренной депрессии. Разум углубляется в себя, и тем самым разрывается порочный круг беспокойства.

2. Поляризация может практиковаться как вызывающая состояние йога-нидры и поэтому использоваться в соединении с шавасаной для борьбы с нервным истощением и бессонницей.

3. Способность к концентрации и визуализации значительно возрастает, и одновременно развивается внутреннее осознание тела.

4. Согласно теории йоги, нервная система очищается за счет контроля над нервной энергией, или пряной, внутри тела.

Техника

1. Лягте на спину на мат или сложенное на полу одеяло. Голова должна быть направлена на север, а ноги — на юг. Здесь снова задействован принцип использования сил природы, на этот раз — магнитного поля Земли.

2. Расположите ступни вместе, руки — ладонями вверх, близко к телу (фактически касаясь боков).

3. Начинайте поляризацию с медленного и ровного вдоха, представляя, как положительная, солнечная энергия, теплая, золотисто-желтого цвета проходит через все ваше тело от макушки головы до ступней.

4. Медленно и ровно выдыхая, представляйте, как отрицательная, лунная энергия, холодная, голубого цвета проходит через все ваше тело от ступней до макушки головы.

5. Если вы практикуете поляризацию для освобождения от беспокойства и неврастении или для борьбы с бессонницей, подготовьте себя, выполняя шавасану в обратном порядке. Начните с жизненных зон головы и опускайтесь к ногам, удерживаясь в сознании и не впадая в йога-нидру.

6. Продолжайте визуализацию вдохов и выдохов, одновременно пытаясь почувствовать энергию, проходящую через тело и производящую ощущения, подобные тем, что возникают от прохождения электрического тока.

Одновременно с "окрашенным вдохом" почувствуйте покалывающую вибрацию от головы до пальцев ног и от пальцев ног до головы — вместе с "окрашенным выдохом". Синхронизируйте дыхание, визуализацию и ощущение течения энергии.

Дополнения

1. Упражнение можно выполнять в кровати, на кушетке или даже сидя на стуле в египетской позе. Когда упражнение выполняют сидя, это обычно делается в целях концентрации, с акцентированием эффекта "электрического" покалывания.

2. Некоторые ученики находят удобным разделить каждую из двух фаз, в свою очередь, на стадии вдоха-выдоха, т. е.

a) на вдохе пропустить золотистую солнечную энергию через верхнюю часть черепа до солнечного сплетения. Солнечное сплетение расположено под диафрагмой, выше пупка, как раз под концом грудины (мечевидный отросток);

b) на выдохе толкать золотистую энергию дальше через оставшуюся часть туловища, через ноги и наружу через подошвы;

c) на следующем вдохе пропустить голубую (или серебристую) лунную энергию вверх через подошвы в район солнечного сплетения;

d) в процессе последующего выдоха пропустить серебристую энергию

далее через грудную клетку, шею и наружу через верхнюю часть черепа. Продолжайте цикл, пока не достигнете необходимого результата.

Люди страдают от ума больше, чем от чего-либо еще.
— Лев Толстой (1828—1910)

ПОТОКИ СОЛНЕЧНОЙ И ЛУННОЙ ЭНЕРГИЙ

йога, заболевания, медицина, здоровье, болезни, секс

ПЛОДЫ

Для лечения психологических расстройств оставайтесь поглощенными упражнением, пока не впадете в освежающее состояние йога-нидры.

Для улучшения концентрации и визуализации продолжайте фокусировать сознание на визуализации и внутренних ощущениях, не позволяя ему перейти ко сну. Вы должны заниматься поляризацией от пятнадцати до тридцати минут каждый день в течение недели, перед тем как добавить новые упражнения.

Первым показателем мастерского овладения этой техникой будет возрастание концентрации на точке, в которой будет отчетливо чувствоваться течение электрического тока через тело с каждым вдохом и выдохом. Это ощущение должно быть пережито, чтобы быть понятым.

Начало обучения в раджа-йоге делает возможным улучшить такую технику хатхи, как шавасана, метод достижения физического расслабления с последующим неизбежным ментальным расслаблением. Мы начинаем различать физическое напряжение и ментальное.

Как правило, шавасана и поляризация могут использоваться вместе, с последующим достижением йога-нидры. Условие состоит в том, что в случаях ментального напряжения (беспокойство, тревога) предпочтительнее выполнять шавасану от головы вниз, чем от ступней вверх, — по той простой причине, что мы, сознательно и бессознательно, ассоциируем нашу ментальную активность (а следовательно, и ментальное напряжение) с головой. Очевидно, что ментальное напряжение лучше снимать, перемещая осознание от области черепа к ступням.

Разум находится в теле не в большей степени,
чем музыка — в скрипке.
— Роберт Антон Уилсон

"Я" находится в сознании не в большей степени,
чем ветер — в ветвях деревьев.
— Свами Анандакапила Сарасвати

Главная   |   Статьи   |   Продукция   |   Справки   |   Форумы   |   Регистрация ресурса   |   Опубликовать статью