Карма-йога
Карма-йога учит правильному
образу жизни. Карма-йога - это йога деятельности. Карма-йога
учит правильному отношению к людям и правильному
действию во всех жизненных обстоятельствах. Карма-йога учит,
как стать йогином в жизни, не удаляясь в пустыню и не вступая
в школу йогинов. Карма-йога - необходимое дополнение ко всем
другим йогам; с помощью карма-йоги человек всегда помнит о
своей цели и никогда не теряет её из виду. Без карма-йоги
все другие йоги или становятся бесплодными, или вырождаются
в свою противоположность.Раджа-йога и хатха-йога вырождаются
в стремление к внешним чудесам, к таинственному и страшному,
т.е. в псевдо-оккультизм.Бхакти-йога вырождается в псевдомистику,
в суеверия, в личное обожание или стремление к личному спасению.
Джняна-йога вырождается в схоластику или, в лучшем случае,
в метафизику.
Карма-йога всегда связана
со стремлением к внутреннему развитию, внутреннему улучшению.
Она помогает человеку не погружаться во внутренний сон среди
запутанных влияний внешней жизни, в особенности же противостоять
гипнотизирующему влиянию деятельности. Она заставляет человека
помнить, что всё внешнее не имеет значения, что необходимо
действовать, не заботясь о результатах своих действий. Без
карма-йоги человека поглощают ближайшие видимые цели жизни,
и он забывает о своей главной цели. Карма-йога учит человека
изменять свою судьбу, направлять её по
своему желанию. Согласно основной идее карма-йоги это достигается
изменением внутреннего отношения к вещам и собственным действиям.
Одно и то же действие
можно выполнить по-разному, одно и то же событие можно пережить
совершенно по-иному. Если человек изменит своё отношение к
тому, что с ним случается, то с течением времени это неизбежно
изменит характер событий, которые он встречает на своём пути.
Карма-йога учит человека
понимать, что, когда ему кажется, будто действует он сам,
на самом деле действует не он, а лишь проходящая через него
сила. Карма-йога утверждает, что человек - совсем не то, что
он о себе думает; она учит человека понимать, что лишь в крайне
редких случаях он действует самостоятельно и независимо, а
в большинстве случаев - как часть того или иного большого
целого. Это 'оккультная' сторона карма-йоги, учение о силах
и законах, управляющих человеком.Человек, понимающий идеи
карма-йоги, постоянно чувствует, что он - всего лишь крошечный
винтик или колёсико в огромной машине, что успех или неуспех
того, что, по его мнению, он делает, очень мало зависит от
его собственных действий. Действуя и чувствуя таким образом,
человек никогда и ни в чём не встретится с неудачей, ибо величайшая
его неудача, величайший
неуспех могут впоследствии привести к успеху во внутренней
работе, в его борьбе с самим собой, если только он найдёт
правильный подход к своей неудаче. Жизнь, управляемая принципами
карма-йоги, значительно отличается от обыденной жизни. В обыденной
жизни главная цель
человека заключается в том, чтобы, по возможности, избежать
всех неприятностей, трудностей и неудач. В жизни, управляемой
принципами карма-йоги, человек не старается избегать неприятностей
и неудобств. Напротив, он приветствует их, ибо они предоставляют
ему возможность их
преодолеть. С точки зрения карма-йоги, если жизнь не предлагает
затруднений, надо создать их искусственно. Поэтому трудности,
с которыми ученик встречается в жизни, рассматриваются не
как нечто неприятное, чего следует избегать, но как очень
полезные условия для целей внутренней работы и внутреннего
развития.Когда человек понимает и постоянно чувствует это,
сама жизнь становится его учителем.Главный принцип карма-йоги
- непривязанность. Человек, следующий методам карма-йоги,
должен всегда и во всём проявлять непривязанность, непривязанность
к плохому и хорошему, к удовольствию и страданию. Непривязанность
не означает безразличия. Это особого рода отделение человека
от того, что
происходит, или от того, что он делает. Это не холодность,
не желание отгородиться от жизни, а признание и постоянное
осознание того факта, что всё совершается в соответствии с
определёнными законами, что всё в мире имеет свою судьбу.
С обычной точки зрения следование принципам карма-йоги представляется
фатализмом. Но это не фатализм в смысле принятия точного и
неизменного предопределения всего происходящего без
возможности каких-либо изменений. Напротив, карма-йога учит
тому, как изменить карму, как повлиять на неё. Но с точки
зрения карма- йоги такое влияние представляет собой исключительно
внутренний процесс. Карма-йога учит, что человек может изменить
события и людей вокруг себя, изменяя своё отношение к ним.Эта
идея совершенно ясна. Каждый человек с самого своего рождения
окружён определённой кармой, пределёнными людьми и определёнными
событиями. И в соответствии со своими вкусами, привычками,
своей природой и воспитанием он устанавливает к
вещам, людям и событиям определённые отношения. Пока эти отношения
остаются неизменными, люди, вещи и события также не меняются,
т.е. остаются соответствующими его карме. Если же он не удовлетворен
своей кармой, если желает чего-то нового и неизведанного,
он должен изменить своё отношение к тому, что у него есть,
и тогда придут новые события. Карма-йога - это единственно
возможный путь для тех людей, которые привязаны к жизни, которые
не в состоянии освободиться от её внешних форм, для людей,
которые в силу своего рождения или собственных способностей
поставлены во главе человеческих сообществ и групп, для людей,
которые связаны с прогрессом жизни всего человечества, для
исторических персонажей, для тех, чья личная жизнь оказывается
выражением жизни целой эпохи или целой нации. Эти люди не
могут измениться видимым образом; они могут перемениться лишь
внутренне, оставаясь внешне такими же, как и раньше, говоря
то же самое, делая то же самое, - но без привязанности, как
актёры на сцене. Сделавшись такими актёрами по отношению к
собственной жизни, они стали йогинами среди самой
разнообразной и напряжённой деятельности. В их душе пребывает
мир, какие бы трудности их не встречали. Мысль их не знает
препятствий, независимо от того, что её окружает. Карма-йога
даёт свободу узнику в тюрьме и царю на троне, если только
они почувствовали, что являются актёрами, играющими свою роль.
|
|